С 11 по 17 февраля тема недели
"Маленькие исследователи"
Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную функцию. Проводя эксперименты, мы вместе научим ребёнка самостоятельности, а значит, заставим поверить в собственные силы и укрепить самооценку. Ваш малыш быстро поймёт основные законы мира: вода текучая, мокрая, разливается; песок сыпучий; стекло бьётся, оно хрупкое; формы бывают большие и маленькие, узкие и широкие.
Памятка для родителей.
Если Вы хоть раз стояли перед проблемой: экспериментировать или нет с ребенком–дошкольником дома, с уверенностью ответим Вам: «ДА!» Ведь Ваш ребенок не просто знакомится с разными свойствами материалов и веществ, он экспериментирует.
Таким образом, он самостоятельно «добывает» ответы на многие вопросы. Он постигает основы Мироздания!
Таким образом, он самостоятельно «добывает» ответы на многие вопросы. Он постигает основы Мироздания!
И здесь детям обязательно нужна ваша помощь. Экспериментируйте дома вместе с ребенком — это поможет вам разнообразить семейный досуг. Но не только!
В процессе детского экспериментирования дети учатся:
- видеть и выделять проблему
- принимать и ставить цель
- анализировать объект или явление
- выделять существенные признаки, связи
- выдвигать гипотезы, строить сложные предложения
- отбирать материал для самостоятельной деятельности
- делать выводы.
В такой совместной деятельности у вас — родителей:
- отрабатываются способы организации безопасных опытов и экспериментов в квартире и на улице;
- формируется навык совместной работы с ребенком, как партнером по серьезному, новому и для вас, и для него делу;
- появляется твердое знание индивидуальных особенностей ребенка;
- расширяется Ваш кругозор.
Любая игра начинается с презентации. Вам нужно сначала показать и назвать все предметы, которые участвуют в игре, и рассказать, что вы с ними будете делать. Например: это стакан, это кувшин. В кувшине вода, её можно перелить из кувшина в стакан. Показать. Как это делается. Не спешите, делайте всё аккуратно, т. к. ребёнок копирует ваши действия. После этого предоставьте возможность поиграть ему самому. Не мешайте, пусть действует самостоятельно. Если осталась лужа покажите, как её вытереть. Порядок главный элемент.
- На занятиях по формированию элементарных математических представлений мы проводим опыты по измерению сыпучих и жидких предметов. Можно налить воду в мерный стаканчик, а затем вылить в различные сосуды. Задайте ребёнку вопрос: «Где воды больше, меньше, равное количество?»
- Следующий эксперимент: превращение воды в лёд. А на прогулке обратить внимание на свойства снега (тает, превращается в воду в тепле). Снег и снежинки это капельки воды. Покажите, что снег может быть сыпучим или липким, из липкого снега можно лепить, делать пирожки. Принесите снег домой в тепло и пусть малыш, увидит, как он тает и превращается в воду, в группе этот эксперимент мы тоже проделывали. Обязательно скажите ему: «Не грусти малыш о том, что снежная фигурка растаяла. Летом мы сделаем её из песка. Песочные пирожки не тают». «Чья машинка уедет дальше?»
- Организуйте игру с машинками одинакового размера и конструкции, но разного цвета. Мама предлагает по сигналу толкнуть машинки и поясняет: «синяя машина уехала дальше, т. к. папа толкнул сильнее». Так ребёнок опытным путём знакомится с предметами, которые перемещаются при помощи колёс. А так же, что скорость их движения зависит от силы толчка.
- Вместе с ребёнком рассмотрите пустой полиэтиленовый пакет. Отвернитесь, наберите воздух и закрутите. Спросите, что в пакете? «Ничего», — ответит ребёнок. Объясните, что в нём был воздух, он лёгкий и прозрачный. Познакомьте ребёнка со свойствами лука: твёрдый, круглый, горький, заставляет всех плакать.
- Можно вырастить зелёный лук, очень полезный и витаминный. Вначале весны в группе будем проводить этот эксперимент. Учите ребёнка сажать луковицы в землю. Расскажите, что для роста зелени нужна вода и свет.
Все, наверное, понимают, что нельзя вырастить независимую, творческую личность, если изо дня в лень повторять: «Это не бери — уронишь, разобьёшь, сломаешь. Сюда не ходи, упадёшь, испачкаешься. Так не делай, потому что так нельзя». Ребёнку нужна свобода, чтобы самостоятельно определить, что и как делать, во что играть и с кем дружить, нестандартно мыслить, творчески решать проблемы и самому делать выводы. Как экспериментировать вместе с ребенком дома. Ребенок не просто знакомится с разными свойствами материалов и веществ, он экспериментирует.
Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя)
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Ральф У. Эмерсон
Комментариев нет:
Отправить комментарий